Руководство по комбинации шрифтов. Глава 1. Шрифт.

Автор: Tim Brown    Источник: blog.typekit.com
11.05.2016
779
0
img

Введение. Зачем комбинировать шрифты?

Зачем кому-то использовать больше одного шрифта?

Дизайнеры часто используют только один вариант одной гарнитуры (например, Proxima Nova Regular) на весь проект. Это обычная задача в типографии, потому что она помогает студентам понять возможности и ограничения шрифта, так же это популярно среди профессионалов, которые в спешке пытаются быть проще, или пытаются быть осторожнее. Но даже использование одной гарнитуры (например, всё семейство Proxima Nova) дает множество возможностей, особенно, если это начертание предлагает много вариантов ширины, толщины и стиля.

Процесс совмещения разных шрифтов для передачи сообщения – это сложная, вдохновляющая и интересная задача. Она выполняет свою работу – поиск хорошей комбинации шрифтов придает форму нашим целям и выполняет практические задачи по композиции, что невозможно при использовании только одного шрифта. Плюс, изучение комбинации шрифтов – это лучшая инвестиция, которую может сделать дизайнер: она учит быть избирательным и терпеливым в принятии дизайнерских решений.

Но комбинация шрифтов – это так же сложная задача. Она требует практики, а так же требует мудрости, которая приходит с практикой. Требует знаний о шрифтах, контексте и культуре. Хорошие комбинации частично зависят от хорошего вкуса, который приходит с практикой, но его сложно развить. Часто поиск шрифтов, которые хорошо работают вместе, требует больше времени, чем мы (или наши руководители, или наши супруги!) думаем.

Будет сложно, но это хорошо. Тяжелая работа полезна для души, работа над палитрой шрифтов, подходящих для конкретного проекта - это вознаграждаемая задача. Пытаясь, мы стаем умнее, а испытав, мы стаем мудрее. С практикой, вы сможете комбинировать шрифты интуитивно и с лучшими результатами.

Как правило, безупречный вкус зависит от врожденной чувствительности: от ощущений. Но ощущения будут не продуктивными, если их не подтверждать правильной оценкой. Ощущения должны превращаться в знания о том, к чему приведут принятые решения. Никто не рождается мастером в типографии, но обучение со временем приведет к мастерству.

Это руководство даст вам основу для успешной практики, приведет к источникам знаний, и поможем вам оценивать работы, включая ваши собственные. Первые две главы – это краткая справочная информация. Следующие две главы – практические советы, последняя глава – критика найденных шрифтовых комбинаций.

Несколько быстрых оговорок: я знаком только с типографией английского текста, потому мои советы могут быть не подходящими для другого языка. Так же я дизайнер в душе, потому мое видение типографии в целом сконцентрировано на принципе прогрессивного улучшения - текст сам по себе значительно более важен, чем наши представления о том, как он должен выглядеть. И наконец, я часть Typekit команды в Adobe, по этому у меня больше опыта работы с шрифтами, доступными на нашем сервисе, чем с другими шрифтами. Это отразиться в моих примерах.

Давайте начинать!

Глава 1. Шрифт.

Комбинировать шрифты будет на много легче, если вы будете знать о них и типографии несколько вещей. Эти полезные принципы и ресурсы – отличный способ узнать о любом шрифте: о его дизайнере, анатомии, семействе, классификации и назначении.

Дизайнеры

Шрифты создаются людьми, которые называются шрифтовые дизайнеры, любой шрифт имеет предысторию любви и большого труда. Шрифтовые дизайнеры называют свое дело шрифтовым литьем, в честь истории ремесла отливки метала, но еще этот термин отражает сложность работы и концентрацию, необходимую для создания шрифта. Обычно шрифтовое литье включает всего несколько человек. Чем лучше вы будете знать этих людей, тем лучше вы будете знать их шрифты.

С 2007 года MyFonts проводит интервью с шрифтовыми дизайнерами, спрашивая о их жизни и работе в серии новостных рассылок под названием Creative Characters (креативные персонажи). Некоторые из этих интервью так же доступны в формате книги. Еще одна книга, которую стоит найти – это «Анатомия шрифта» Александра Лавсона («Anatomy of a Typeface» Alexander Lawson), которая описывает историю более 30 шрифтов, включая информацию об их дизайнерах.

Анатомия

У шрифтов есть названия. Зная, как описать форму и особенности шрифта, вы сможете идентифицировать его, понять связь между ним и другими шрифтами, сформировать свой вкус, ассоциировать особенности шрифта с определенным начертанием, замечать мелкие детали (необходимо для выявления графической гармонии – подробнее в 4й главе).

На сайтах FontShop и Typedia есть отличные словари, но на самом деле рисование буков – это лучший способ выучить анатомию шрифта. Посмотрите TypeCooker Эрика ван Блокланда (Erik van Blokland), или раздел про основы шрифта на typeworkshop.com, попробуйте сделать наброски. Если вы сможете найти копию книги «Рекламные надписи» Мортимера Лича («Lettering for Advertising» Mortimer Leach), то возьмите её. Эти ресурсы объяснят, почему шрифты выглядят именно так, основываясь на инструментах и методах, которыми они рисуются.

Это так же позволит сравнить разные особенности разных начертаний между собой. «Анатомия шрифта» Стефана Колиса The Anatomy of Type» Stephen Coles) иллюстрирует сотню шрифтов, описывая их особенности, сравнивая с аналогичными шрифтами и добавляя несколько слов о каждом из них. Это одна из наиболее крутых и полезных книг по шрифтам.

Семейства

Шрифты, у которых есть несколько стилей, называю семействами шрифтов. Маленькие семейства могут содержать всего несколько вариантов, тогда как большие охватывают огромный диапазон стилей.

News Gothic от Adobe имеет всего 4 стиля (regular, bold и их наклонные варианты), а семейство Kepler, так же от Adobe, содержит 168 разных стилей с шириной от light до black, и весом от condensed до extended, а так же стили для заголовков и подзаголовков. Супер семейства объединяют несколько родственных начертаний, например, FF Scala and FF Scala Sans.

Классификация

Группировка шрифтов по их особенностям помогает с их организацией, но классификация может быть очень запутанной, так как она субъективна. Так же, классификация учит нас смотреть на шрифты через призму формы, истории, художественных различий и идей наших коллег.

Наиболее осмысленные и объективные мысли вы можете найти в следующих статьях: «Элементы типографического стиля» Роберта Брингхёрста The Elements of Typographic Style» Robert Bringhurst), которая организовывает шрифты по художественным различиям; статья Джонатана Хофлера для Emigre «О классификации шрифтов» («On Classifying Type» Jonathan Hoefler), если найдете копию; и статья Индры Капферщмид «Классификации шрифтов полезны, но не общеприняты» («Type classifications are useful, but the common ones are not» Indra Kupferschmid).

Назначение

Разные шрифты выполняют разную задачу. Заманчиво использовать любой шрифт любого размера в любом контексте, но мы можем лучше понять сильные и слабые стороны шрифтов, учитывая то, как они были созданы, и использовать это.

Шрифты были созданы, чтоб решать определенные задачи. Текстовые шрифты были созданы для того, чтоб связать многострочный текст в однородный блок слов, комфортный для чтения. В шрифте Bureau сделали даже «читаемые» версии некоторых своих начертаний (например, Antenna RE), предназначенные для использования на экранах с низким разрешением (в отличии от остальных шрифтов семейства Antenna). Так же шрифты создаются для привлечения внимания с помощью красивых линий и деталей на экранах больших размеров, которые потерялись бы на маленьких экранах (или что еще хуже, испортили бы впечатление от чтения). Adobe предлагает несколько оригинальных шрифтов с оптическими стилями – то есть один и тот же шрифт (например, Garamond Premier) нарисован в нескольких вариантах для разных размеров (Garamond Premier Display, Subhead и Caption).

Если вы не можете найти информацию о назначении определенного шрифта, или если он считается универсальным, то посмотрите, как он используется на практике – проверьте, есть ли он на сайте Fonts In Use, посетите сайт дизайнеров и найдите примеры его использования.

Похожие статьи: