Руководство по комбинации шрифтов. Глава 3. Выбор шрифтов.

Автор: Tim Brown    Источник: blog.typekit.com
11.05.2016
609
0
img

Прочитайте любую статью или книгу о совмещении шрифтов (включая эту) и вы услышите некоторые или все советы из нижеследующих: используйте одно семейство шрифтов (применяя разные варианты веса, толщины и функций), используйте супер семейства, которые включают шрифты и с засечками и без, выбирайте шрифты из одного исторического периода и от одного дизайнера.

Это хорошие советы, потому что они помогают легко определиться с хорошей комбинацией. Но они так же лишают нас возможности на самом деле разобраться, почему комбинация работает или нет, и дают нам ложное ощущение компетентности. Задача комбинации шрифтов не начинается и не заканчивается каким-то одним советом – все значительно сложнее и зависит от целей проекта.

Реальные цели

Когда мы создаем дизайн, у нас есть цель. Мы работаем над конкретной проблемой и помним об этой цели. Мы знаем, с каким контентом мы работаем, и знаем, почему он существует. Наши сценарии и цели, дают нам право исключать комбинации шрифтов, которые отлично подошли бы для другого сценария с другими целями.

Вы подбираете шрифты для новостей? Для блога? Для справочного материала? Какая визуальная иерархия нужна вашему контенту? Будут ли какие-то группы элементов (h3 + параграф) встречаться чаще, чем другие? Эти факторы влияют на выбор и использование гарнитур, которые в свою очередь влияют на баланс и плотность шрифтов в вашей композиции.

Выбор базовой гарнитуры

Одна гарнитуры будет основой для других. Она поможет задать тон и будет работать как ориентир для всех элементов композиции. Найдите её пораньше и хорошо запомните.

Установите шрифт основного текста как базовый, если это возможно, потому что этот текст будет представлять основную часть контента, и потому что текстовые гарнитуры выдержат разные настройки, в то время как заголовочные гарнитуры редко используются на маленьких мониторах с низким разрешением.

Выбирайте шрифт, который бы отражал тему, соответствовал дизайнерским целям, хорошо работал в нужных контекстах и, конечно же, соответствовал другим визуальным элементам, которые вы использовали. Не забывая об этих соображениях, позвольте выбору базового шрифта быть эмоциональным. Эта эмоция будет направлять вас, если вы решите расширить шрифтовую палитру проекта, и будет мотивировать вас внимательно изучать шрифты.

Впитывайте текст

Вы можете сделать несколько вещей, чтоб вызвать эмоции, которые помогут вам выбрать базовый шрифт. Первое и самое главное – прочитать текст, который вы настраиваете. Серьезно. Подождите – нет, нет, не пропускайте этот раздел. Прочитайте текст. Сделайте пометки. Подумайте о том, что говорит автор, и о том, как вы хотите подать его идеи.

Но, конечно, для того, чтоб текст прочитать, этот текст должен существовать и быть доступным. Но это не всегда возможно и иногда намерено; как объясняет Марк Болтон, программы для быстрого редактирования требуют более гибкой авторской модели. Марк описал способы, которые помогают понять структуру будущего контента, включая способ, который всегда работал для меня: поговорить с автором и другими заинтересованными лицами о том, как они хотят, чтоб чувствовали себя пользователи.

Так повезло, что Кристофер Мёрфи и Николас Персон недавно написали руководство по ремеслу слов из 5 простых шагов:

Также как мы ищем визуальное вдохновение в самом начале процесса, мы можем искать и словесное вдохновение, когда приступаем к проекту. Эта словесная палитра может помочь нам определить тон и голос дизайна, и как мы скоро убедимся, это так же важно, как видеть и чувствовать.

Совет: впитывайте текст, идеи автора или клиента, потому что это неотъемлемая часть вашего успеха. Если ваши визуальные решения не будут связаны с их идеями, то комбинации шрифтов не будут иметь значения.

Впитывайте шрифт

Поиск эмоции в шрифте – это просто для нас, типографов: мы смотрим на образцы шрифтов, читаем, что о них говорили другие, и делаем пометки (в уме или еще как-то) о наших впечатлениях. Это визуальная работа. Нам повезло, что в отличии от текста, шрифты всегда готовы и ждут оценки своего потенциального эмоционального вклада в проект.

Образцы шрифтов рассматриваются в одном или в двух вариантах: дизайнерские образцы, которые демонстрируют шрифты на основе дизайнерского вкуса; и готовые образцы, которые демонстрируют шрифты стандартным способом (например, образцы веб шрифтов, которые я выложил в свободный доступ в 2009, и написал о них статью «Реальные веб шрифты для реальных веб контекстов»). Оба варианта полезны: дизайнерские образцы подчеркивают уникальные особенности шрифта, которые стоят особого внимания; обычные образцы помогают нам сравнивать шрифты.

Не зависимо от того, какие образцы вы считаете более полезными, постарайтесь, работая с шрифтом, потратить большую часть времени на заметки о том, что вы видите, а когда читаете, следите за образцом и за тем, что о нем подумают люди.

Описания шрифтов их дизайнерами и дистрибьюторами могут быть очень ценными. Hoefler & Frere-Jones, например, делают исключительную работу, демонстрируя свои шрифты и описывая, почему их формы и функции так важны. Вы можете много узнать о шрифтах и типографии из их описаний, даже если не планируете использовать их шрифты.

Не все шрифтовые дизайнеры одинаково одарены, чтоб озвучить свои идеи, и не все шрифтовые дизайнеры тратят одинаковое количество времени на рекламу своих продуктов (или одинаково хорошо делают свою работу). Менее обсуждаемые шрифты не обязательно менее аккуратные, менее обдуманные, менее красивые, или менее надежные. Но их сложнее идентифицировать, чем шрифты, которые получили внимание людей со вкусом.

К счастью, есть много красноречивых, талантливых людей, которые так влюблены в шрифты, что тратят время на их изучение, а потом делятся своим мнением. «Обзоры типографических шрифтов» Стефана Колиса («Typographica type reviews»  Stephen Coles) – надежный источник умной точки зрения на протяжении многих лет, включая ежегодный обзор новых шрифтов от разных известных критиков. В начале своего пребывания на посту креативного директора Typekit, Джейсон Санта-Мария начал серию обзорных постов в блоге под названием «О шрифте» («About Face»), которая велась гостевыми авторами.

Так же многое можно узнать, разговаривая с дизайнерами. У каждого шрифта и у каждого дизайнера есть история. Посмотрите раздел о дизайнерах в первой главе, чтоб найти советы. Так же вы можете посмотреть журнал Элиота Джей Стокса «8 шрифтов» («8 Faces» Elliot Jay Stocks), содержащий интервью с шрифтовыми дизайнерами и ответами на вопрос: «Если бы вы могли использовать только 8 шрифтов всю оставшуюся жизнь, какие бы вы выбрали?»

Когда будете читать найденные истории, обратите особое внимание на то, что движет шрифтовыми дизайнерами, какие цели они ставили, разрабатывая определенный шрифт, какие задачи, они надеялись, будет решать этот шрифт и его временной период (когда создавался шрифт и к какой эре он принадлежит).

Во время моей первой конференции по шрифтам (которая, кстати, еще один отличный способ узнать о шрифтах и шрифтовых дизайнерах), я попросил несколько людей – включая Метью Картера, Джина Порчеза, Джексона Каванау, Девида Джоната Росса и Доялда Янга (Matthew Carter, Jean Franзois Porchez, Jackson Cavanaugh, David Jonathan Ross and Doyald Young) – объяснить, почему они рисуют буквы именно так, как они это делают. Я собрал их ответы в статье под названием «Рисование буков» («Drawing Letters»).

И наконец, можно многое узнать о происхождении и истории шрифтов, работая с буквами. В статье Элементы типографического стиля Роберт Брингхёрст написал:

У буков есть характер, дух и индивидуальность. Типографы учатся распознавать эти особенности, годами работая с формами, изучая и сравнивая работы других дизайнеров, нынешних и прошлых. При близком рассмотрении, шрифты могут многое рассказать о времени и характерах своих дизайнеров, даже об их национальностях и религии. Шрифты, выбранные на этой основе, скорее всего, будут более интересны, чем шрифты, выбранные из-за простого наличия или совпадения имен.

Проверьте технические детали, потом устанавливайте шрифт

Когда вы найдете базовый шрифт, который вам подходит, сделайте тщательную предварительную проверку, чтоб убедиться, что он будет соответствовать вашим нуждам на практике. Убедитесь, что у него есть функции и поддержка языков, которые вам понадобятся. Разберитесь, как вы должны управлять шрифтом с точки зрения размера файла и настроек доступности; мало браузеров поддерживают CSS-свойства OpenType, маленькие буквы и некоторые глифы доступны не всегда.

Изучите скриншоты с разных браузеров, чтоб проверить рендеринг шрифта, или еще лучше, посмотрите на образцы шрифтов через Browserstack и на разных устройствах. Если у вас нет бесплатного тестера устройств, или вы предпочитаете использовать свой собственный, посмотрите рекомендации Брэда Фроста по минимально необходимым настройкам.

Далее настройте шрифт так, как вы собираетесь его использовать. Подберите реальный (или близкий к реальному) контент, потом примените ваш основной шрифт и все остальные шрифты, которые вы хотите оценить, таким образом, как они будут использоваться в реальном проекте. Потратьте какое-то время на то, чтоб принять несколько решений по настройкам шрифта, не поддавайтесь желанию схитрить.

Найдите шрифты, которые дополняют основной шрифт

После того, как выберете и установите первый шрифт, выделите неучтенные потребности вашего проекта и поищите шрифты, которые бы их удовлетворили, а также подошли к основному шрифту и укрепили ваши эмоциональные цели. Самое время выпить чашечку кофе (или другой напиток на ваш выбор).

Поиск подходящих шрифтов может показаться сложным. Но чем чаще вы будете это делать, тем легче и продуктивнее будет получаться. Оглядитесь. Получите удовольствие. Прислушайтесь к своей интуиции – принимайте решения проще. Позже мы их утрясем. Если вы волнуетесь из-за потраченного времени на поиск шрифтов, установите лимит (например, один час). Если вы не знаете с чего начать, посмотрите эти ресурсы:

Fonts In Use

«Fonts In Use – это архив типографии, проиндексированный по шрифтам, форматам и индустрии. Мы документируем и проверяем графический дизайн с целью повышения типографической грамотности и ценности типографии».

Type Connection

«Type Connection – эта игра, которая помогает научиться комбинировать шрифты. В игре популярные шрифты изображаются в виде персонажей, которые ищут любовь. Вы – сваха. Вы решаете, какое совпадение посмотреть, выбирая среди нескольких стратегий комбинирования шрифтов. На протяжении игры, вы знакомитесь с типографической терминологией, историей шрифта и тд.»

The FontBook app

«Наиболее полный в мире справочник по типографии, которые создавался более 130 международными типографическими компаниями, опубликовавшими работы более 1660 шрифтовых дизайнеров. FontBook App содержит около 37 000 шрифтов из 8000+ семейств.»

К концу вашего исследования у вас должно быть около 10 шрифтовых комбинаций (не волнуйтесь, если они кажутся ужасными – дайте им шанс), а ваш напиток должен таинственным образом исчезнуть. В следующей главе мы уменьшим большой список вариантов к маленькому набору жизнеспособных кандидатов и рассмотрим их подробнее.

Похожие статьи: